Отчет о проведении Форума волонтеров школьных служб примирения «Мир без границ»

29 октября 2016г. в помещении МАОУ «СОШ «Мастерград» состоялся второй открытый форум школьных служб примирения «Мир без границ». Форум проводится с целью формирования культуры межнационального общения учащихся образовательных учреждений, активизации детской волонтерской инициативы в сфере профилактики конфликтов с межнациональным контекстом. Форум организован в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Перми», программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми». Инициатором проведения мероприятия выступил МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми.

Участниками форума стало 400 человек. Из них: 252 учащихся волонтеров школьных служб примирении образовательных учреждений города Перми и Пермского края (155 учащихся - из образовательных учреждений г.Перми, 97 - из Пермского края), 88 педагогов, 60 гостей и экспертов форума.

Программа форума (Скачать программу) была разработана на основе предложений волонтеров ШСП образовательных учреждений города Перми, для которых было важно знакомство с особенностями национальных культур Пермского края. Основная тематическая идея форума – «путешествие по общему большому дому, в котором есть свои традиции, сказки, кухня, индивидуальный характер. И чтобы в этом доме всегда был мир и согласие, надо знать друг о друге как можно больше». Программа форума включала: пленарное открытие и закрытие форума, творческие площадки, национальный OPENSPACE.

На открытии форума участников приветствовали: Уполномоченный по правам ребенка Пермского края, Миков П.В.; заместитель председателя Пермской городской Думы, Грибанов А.А.; заместитель Главы администрации города Перми, начальник департамента образования  администрации г.Перми - Гаджиева Л.А.

В рамках форума работали 5 творческих площадок для детей, 1 – для взрослых:

  1. «Национальные традиции воспитания – золотой фонд народных ценностей».
  2. «Национальные сказки – сокровища народной мудрости».
  3. «Национальные танцы – проявление народного характера».
  4. «Национальный костюм -  предъявление народной индивидуальности».
  5.  «Я в многонациональном мире. Этно - Я».
  6. «Слагаемые национальной идентичности» (взрослые).

Работа площадок была организована по принципу «карусели», поэтому каждый ребенок был вовлечен в работу всех направлений. На площадках работала команда компетентных экспертов из ВУЗов города, научных и культурных национальных центров. В ходе работы творческих площадок волонтеры ШСП:

  • познакомились с национальной культурой народов Пермского края,   определили  сходства и различия орнаментов на одежде и предметах быта русских, коми-пермяков, татар;
  • познакомились с понятием «народный танец», его возможностями, особенностями каждой национальной культуры, выраженными в танце;
  • сравнили, как представлены общекультурные ценности в сказочном фольклоре;
  • познакомились с интересными, необычными традициями воспитания детей у разных народов, преимущественно населяющих Пермский край;
  • исследовали собственную этническую идентичность, обеспечивающую защищенность и ощущение принадлежности к целому народу и являющейся основой конструктивного межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Общим итогом работы волонтерских площадок является расширение представлений волонтеров ШСП об особенностях и национальных традициях народов Пермского края, осознание общих ценностных основ культурных традиций разных народов, разработка новых идей для формирования культуры межнационального общения среди сверстников.

Площадка для взрослых представляла собой семинар-практикум и была направлена на формирование теоретических и практических навыков участников по теме «Национальная идентичность». Теоретический материал педагогам представил М.Г.Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории, к.и.н. и В.А.Белобородов, заведующий сектором внутренней политики отдела внутренней политики и общественных связей управления общественных отношений администрации города Перми.

Вторая часть форума представляла собой единую открытую площадку , разделенную на зоны, в которых работало 13 площадок под общим названием: «Национальный OPEN SPACE».

«OPEN SPACE» включал мастер-классы и творческие и прикладные мастерские:

  1. Фото-студия «Национальный стиль: стоп-кадр»;
  2. Языковая студия «Мост общения»;
  3. Художественная мастерская «Хоровод общения»;
  4. Танцевальная студия «Вместе»;
  5. Игровая студия «Познавай мир в игре»;
  6. Музыкальная студия  «Исток»;
  7. Ремесленные мастерские: «Берегиня», «Пермский стиль», «Благодать», «Открытка для тебя», «Ожившие камни», «Узелок на память», «Славянский оберег»

В ходе работы «Национального OPEN SPACE» волонтеры примерили  национальные костюмы, освоили движения национальных танцев, потренировались в народных песнопениях, поиграли в национальные игры, освоили практические ремесленные навыки, создали единый творческий продукт. Все полученные навыки ребята могут использовать в проведения мероприятий со сверстниками.

В программе форума было предусмотрено питание участников, финансируемое из муниципальной программы, состоящее из трех видов меню: украинская, татарская и кавказская кухня.

Учащимся – волонтерам школьных служб примирения был вручен пакет материалов, включающий следующие издания:

  1. «Книга ДОВЕРИЯ». Материалы городского конкурса творческих работ учащихся и педагогов «Марафон доверия», 2016 г. «Книга ДОВЕРИЯ» - это коллективный творческий продукт-альбом, созданный специально к форуму, и посвященный телефону доверия «Перемена» г.Перми. На страницах альбома в форме диалога представлены работы детей, педагогов школ города Перми, комментарии и дополнения консультантов телефона доверия.
  2. Сборник методических материалов  «Мир без границ» к проведению занятий со сверстниками. Сборник включает две части: первая содержит рекомендации по разработке и подготовке к проведению занятий со сверстниками. Вторая включает готовые конспекты занятий по формированию культуры межнационального общения, развитию толерантности, 2016г.

В пленарном открытии и закрытии выступали творческие коллективы с национальными песнями и танцами:

  1. Ансамбль современного танца «Flash» МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток».
  2. Танцевальный коллектив  «КРУНК» из культурного центра  армянской национальной школы имени Месропа Маштоца.
  3. Ансамбль народной песни «Исток» МАУ ДО «Центр детского творчества «Шанс».
  4. Ансамбль татарского танца «Гузяль Чулман» из культурного центра  татарской культуры.

Весь форум работал пресс-центр. Итогом работы стал фото-фильм «Альбом дома дружбы».

По итогам форума участники предложилиобобщить и распространить имеющихся опыт школьных служб примирения по формированию культуры межнационального общения в образовательных учреждениях Пермского края и Российской Федерации, внести предложение о включении движения школьных служб примирения как отдельного направления в общероссийское движение школьников.

Информация и фотоматериалы о проведении форума размещены на сайте МБУ «ЦППМСП» г. Перми (ЦПМСС.рф).

Суббота, воскресенье — выходные дни