29 октября 2016г. в помещении МАОУ «СОШ «Мастерград» состоялся второй открытый форум школьных служб примирения «Мир без границ». Форум проводится с целью формирования культуры межнационального общения учащихся образовательных учреждений, активизации детской волонтерской инициативы в сфере профилактики конфликтов с межнациональным контекстом. Форум организован в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Перми», программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми». Инициатором проведения мероприятия выступил МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми.
Участниками форума стало 400 человек. Из них: 252 учащихся волонтеров школьных служб примирении образовательных учреждений города Перми и Пермского края (155 учащихся - из образовательных учреждений г.Перми, 97 - из Пермского края), 88 педагогов, 60 гостей и экспертов форума.
Программа форума (Скачать программу) была разработана на основе предложений волонтеров ШСП образовательных учреждений города Перми, для которых было важно знакомство с особенностями национальных культур Пермского края. Основная тематическая идея форума – «путешествие по общему большому дому, в котором есть свои традиции, сказки, кухня, индивидуальный характер. И чтобы в этом доме всегда был мир и согласие, надо знать друг о друге как можно больше». Программа форума включала: пленарное открытие и закрытие форума, творческие площадки, национальный OPENSPACE.
На открытии форума участников приветствовали: Уполномоченный по правам ребенка Пермского края, Миков П.В.; заместитель председателя Пермской городской Думы, Грибанов А.А.; заместитель Главы администрации города Перми, начальник департамента образования администрации г.Перми - Гаджиева Л.А.
В рамках форума работали 5 творческих площадок для детей, 1 – для взрослых:
- «Национальные традиции воспитания – золотой фонд народных ценностей».
- «Национальные сказки – сокровища народной мудрости».
- «Национальные танцы – проявление народного характера».
- «Национальный костюм - предъявление народной индивидуальности».
- «Я в многонациональном мире. Этно - Я».
- «Слагаемые национальной идентичности» (взрослые).
Работа площадок была организована по принципу «карусели», поэтому каждый ребенок был вовлечен в работу всех направлений. На площадках работала команда компетентных экспертов из ВУЗов города, научных и культурных национальных центров. В ходе работы творческих площадок волонтеры ШСП:
- познакомились с национальной культурой народов Пермского края, определили сходства и различия орнаментов на одежде и предметах быта русских, коми-пермяков, татар;
- познакомились с понятием «народный танец», его возможностями, особенностями каждой национальной культуры, выраженными в танце;
- сравнили, как представлены общекультурные ценности в сказочном фольклоре;
- познакомились с интересными, необычными традициями воспитания детей у разных народов, преимущественно населяющих Пермский край;
- исследовали собственную этническую идентичность, обеспечивающую защищенность и ощущение принадлежности к целому народу и являющейся основой конструктивного межэтнического и межкультурного взаимодействия.
Общим итогом работы волонтерских площадок является расширение представлений волонтеров ШСП об особенностях и национальных традициях народов Пермского края, осознание общих ценностных основ культурных традиций разных народов, разработка новых идей для формирования культуры межнационального общения среди сверстников.
Площадка для взрослых представляла собой семинар-практикум и была направлена на формирование теоретических и практических навыков участников по теме «Национальная идентичность». Теоретический материал педагогам представил М.Г.Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории, к.и.н. и В.А.Белобородов, заведующий сектором внутренней политики отдела внутренней политики и общественных связей управления общественных отношений администрации города Перми.
Вторая часть форума представляла собой единую открытую площадку , разделенную на зоны, в которых работало 13 площадок под общим названием: «Национальный OPEN SPACE».
«OPEN SPACE» включал мастер-классы и творческие и прикладные мастерские:
- Фото-студия «Национальный стиль: стоп-кадр»;
- Языковая студия «Мост общения»;
- Художественная мастерская «Хоровод общения»;
- Танцевальная студия «Вместе»;
- Игровая студия «Познавай мир в игре»;
- Музыкальная студия «Исток»;
- Ремесленные мастерские: «Берегиня», «Пермский стиль», «Благодать», «Открытка для тебя», «Ожившие камни», «Узелок на память», «Славянский оберег»
В ходе работы «Национального OPEN SPACE» волонтеры примерили национальные костюмы, освоили движения национальных танцев, потренировались в народных песнопениях, поиграли в национальные игры, освоили практические ремесленные навыки, создали единый творческий продукт. Все полученные навыки ребята могут использовать в проведения мероприятий со сверстниками.
В программе форума было предусмотрено питание участников, финансируемое из муниципальной программы, состоящее из трех видов меню: украинская, татарская и кавказская кухня.
Учащимся – волонтерам школьных служб примирения был вручен пакет материалов, включающий следующие издания:
- «Книга ДОВЕРИЯ». Материалы городского конкурса творческих работ учащихся и педагогов «Марафон доверия», 2016 г. «Книга ДОВЕРИЯ» - это коллективный творческий продукт-альбом, созданный специально к форуму, и посвященный телефону доверия «Перемена» г.Перми. На страницах альбома в форме диалога представлены работы детей, педагогов школ города Перми, комментарии и дополнения консультантов телефона доверия.
- Сборник методических материалов «Мир без границ» к проведению занятий со сверстниками. Сборник включает две части: первая содержит рекомендации по разработке и подготовке к проведению занятий со сверстниками. Вторая включает готовые конспекты занятий по формированию культуры межнационального общения, развитию толерантности, 2016г.
В пленарном открытии и закрытии выступали творческие коллективы с национальными песнями и танцами:
- Ансамбль современного танца «Flash» МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток».
- Танцевальный коллектив «КРУНК» из культурного центра армянской национальной школы имени Месропа Маштоца.
- Ансамбль народной песни «Исток» МАУ ДО «Центр детского творчества «Шанс».
- Ансамбль татарского танца «Гузяль Чулман» из культурного центра татарской культуры.
Весь форум работал пресс-центр. Итогом работы стал фото-фильм «Альбом дома дружбы».
По итогам форума участники предложилиобобщить и распространить имеющихся опыт школьных служб примирения по формированию культуры межнационального общения в образовательных учреждениях Пермского края и Российской Федерации, внести предложение о включении движения школьных служб примирения как отдельного направления в общероссийское движение школьников.
Информация и фотоматериалы о проведении форума размещены на сайте МБУ «ЦППМСП» г. Перми (ЦПМСС.рф).
Суббота, воскресенье — выходные дни