Ритм плюс речь

Материалы методического объединения учителей-логопедов Кировского района города Перми.

Довольно часто у детей до 5-6 лет можно встретить такую картину: они переставляют слоги: «бакан» вместо кабан или опускают слог: «сака» вместо собака или, наоборот, добавляют лишний слог или звук: «Какно» вместо окно т.д. Чуть в более старшем возрасте родители жалуются, что при заучивании стихов - меняют местами слова.

Одной из причин данной патологии является нарушение слого-ритмической организации речи.

Что такое ритм? Где в повседневной жизни мы с ним встречаемся? Ритм лежит в основе нашего дыхания, биения сердца, сна и бодрствования, ритмически сменяют друг друга времена года, день и ночь. Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ритм лежит в основе нашей речи.

Как можно развивать чувство ритма? Можно заниматься спортом, танцевать, петь песни. Можно учить стихи. Вообще, любые рифмованные строки развивают чувство ритма и тем самым работают на профилактику нарушений слоговой структуры слова или помогают слоговую структуру слова восстановить. Если к рифмованным строкам добавить движение телом, мы получим двойной полезный эффект, ведь в коре головного мозга будет активизировано сразу несколько зон. Поэтому сопровождение рассказывания стихотворений различными движениями – хлопками, игрой на барабане, маршировкой – благотворно влияет на развитие чувства ритма в целом и на становление или коррекцию слоговой структуры слова в частности. Игровые упражнения со стихотворным сопровождением позволяют улучшить дикцию, а также обладают определённым терапевтическим эффектом: снимают эмоциональное напряжение и позволяют сконцентрироваться.

Для занятий по развитию чувства ритма, можно использовать всё, что есть под рукой: мешочки, небольшие мягкие игрушки, флажки и мячики небольшого диаметра.

Мы хотим представить несколько видеоуроков, которые подготовила учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 97» г. Перми Качина Светлана Николаевна, и в которых она демонстрирует различные ритмические и музыкально-ритмические игры . Их может выполнить любой родитель со своими детьми. На занятиях она широко применяет музыкально-ритмические игры для полноценного развития моторной сферы детей. В играх используются «звучащие жесты» – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др.

Желаем успехов!

https://youtu.be/_UdgFNefuX8

https://youtu.be/P-N96iG08fo

https://youtu.be/RUP474fDeeU

https://youtu.be/b2A8zJVu2Zs

https://youtu.be/OeCLHATgsgw