Тревожный ребенок (работа со страхами)

Родители дошкольников и младших школьников часто обращаются в городской психологический центр по поводу чрезмерной тревожности или большого количества страхов у детей. Данная консультация имела своей целью рассказать родителям о том, что такое тревожность как психологическая особенность личности, в каких направлениях строится работа по профилактике и снятию тревожности. Родителям был предложен материал об эмоции страха, которая является ключевой при переживания тревожности. Речь шла о возрастных страхах, способах работы, конкретных играх и упражнениях по преодолению страхов у дошкольников и младших школьников, которые родители могут использовать самостоятельно - рисование, лепка, чтение сказок, проигрывание ситуаций с помощью игрушек, ролевые игры, сочинение и изменение " страшилок" и т.д.

Рекомендации для родителей:

1. Поддерживать искренние и глубокие контакты с ребенком. Он должен чувствовать поддержку во взрослых. Взрослый нужен не для контроля, а для своевременной помощи.

2. Требования, предъявляемые ребенку должны соотноситься с его возможностями. Требования со стороны взрослых должны быть едиными.

3. Предоставлять ребенку свободу проявлять инициативу, поощрять любую активность.

4. Необходимо проявлять доверие, в этом случае ребенок спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Чтобы ребенок был уверен в себе, взрослые должны оставлять за ним право на собственный поступок, и, в конечном итоге, на награду или расплату за него.

5. Ни оценки, ни достижения ребенка не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать, что он любим, хорош и будет таким всегда. Ругать ребенка нужно за поступок, не задевая его как личность.

6. Находить ситуации, в которых ребенок был бы успешным, хвалить его особенно в присутствии других детей и взрослых, не скупиться на проявление к нему внимания и уважения.

7. Расширять сферу общения ребенка.

8. Разбирать и анализировать ситуации, тревожащие ребенка, помогая осознавать причинно-следственные связи.

9. Заранее планировать до мелочей ситуации, которые тревожат ребенка. Планирование – одно из важных средств овладения тревогой.

1. Чрезмерная тревожность, личные страхи и опасения родителей, особенно матери, могут стать причиной возникновения страхов у ребенка.

2. Гиперопека – одна из причин появления страхов у детей. Казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности, но это далеко не так. Когда ребенка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым, а мир может показаться ему опасным и враждебным, иначе с чего взрослым оберегать каждый его шаг.

3. Возникновению страхов способствуют следующие негативные тактики воспитания: сверхтребовательное отношение, критика, придирчивость или демонстрация недоброжелательного отношения, что формирует ощущение незащищенности, неуверенности.

4. Детские страхи могут быть вызваны конфликтами в семье, причем внешне ребенок может не показывать своего беспокойства по поводу семейной ситуации. Но отсутствие непосредственной реакции вовсе не означает, что этой реакции не будет. Она будет отсроченной и может выразиться в появлении страхов.

5. Создание в семье благоприятного психологического климата, атмосферы поддержки успехов ребенка в преодолении собственных проблем поможет избавиться от страхов.

6. Страхи не любят, когда о них рассказывают, детализируют и анализируют. Чем больще ребенок говорит о страхе, тем страх меньше.

7. А еще страхи не любят, когда в них играют, лепят из пластилина, клеят из бумаги. От этих действий страх начинает таять как снег в весенний день.

8. Больше всего страхи боятся смеха, поэтому необходимо увидеть смешное в страшном.

9. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самостоятельно: накопление опыта и знаний поможет ему быть уверенным в себе, своих силах.

1. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет ребенку придать уверенность, стабилизирует ситуацию. Общайтесь регулярно, разговаривайте с ребенком о его переживаниях, обсуждайте перспективы ближайшего и далекого будущего.

2. Ведите себя спокойно сдержанно, отвечайте на вопросы ребенка о вирусе, но не погружайтесь в длительное обсуждение ситуации пандемии.

3. Родителям важно самим сохранять спокойное, адекватное, критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых.

4. Посочувствуйте ребенку, если он переживает из-за невозможности посещать секции, кружки, школу, видеть друзей, скажите, что понимаете как ему сейчас трудно.

5. Научите выражать негативные эмоции через физические нагрузки, физические упражнения, пение, танцы и т.п.

6. Если ребенку сложно рассказать о своих переживаниях, предложите завести тетрадь, где можно выложить эмоции на бумаге (нарисовать или написать), тем самым освободиться от негативных мыслей.

7. Постарайтесь донести до ребенка, что нахождение дома – ресурс для освоения новых навыков, знаний, интересных дел.

8. Поддерживайте семейные традиции, ритуалы – совместный просмотр фильмов, вечернее чтение книги, совместное приготовление еды, игры в шахматы, домино и др.

9. Поддерживайте обычный режим дня. Давайте возможность получать радость от повседневных удовольствий – общение по телефону, вкусная еда.

10. Для самих родителей важно снизить общий информационный поток, избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации. При общении старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу и других темах, вызывающих тревогу.

Многие малыши из-за пандемии сейчас дома с родителями на самоизоляции. Из-за бесконечных новостей о COVID-19 в телевизоре, интернете и разговорах между домашними многие дети стали тревожными, у некоторых появились серьезные страхи за жизнь родных.

Длительное время в самоизоляции и страх за жизнь самых близких для детской психики действительно травматичны. Разумеется, если родители видят, что ребенок тревожный, оставлять эту ситуацию без внимания нельзя.

Все дети разные, впрочем, как и родители. Дать рабочий для всех рецепт, нереально.

1. Задавайте ребенку открытые вопросы и внимательно его слушайте

- Прежде всего, нужно узнать, что ваш ребенок уже знает о вирусе. Выберите для разговора комфортное для вас двоих место и время и разрешите ребенку свободно говорить. Рисование и сопутствующие истории - отличный в этом помощник.

Многие дети представляют болезнь чудищем, которое грозит не только их семье, но и жителям всей планеты. А это для детей серьезно. Даже если слова, страхи и рисунки ребенка покажутся вам слишком преувеличенными, не говорите фразы «да не придумывай ты», «это все ерунда». Не избегайте и не преуменьшайте его проблемы. Дайте понять, что бояться болезней - естественно, а своей реакцией продемонстрируйте, что вы принимаете и разделяете его чувства и переживания. Так ребенок уяснит, что сможет рассказывать вам о своих проблемах. И что делать это не стыдно и не страшно.

2. Разговаривайте с ребенком честно

- Вы знаете свое чадо лучше, чем кто бы то ни был, - говорит психолог. - Постарайтесь разговаривать с ним о коронавирусе понятным и максимально доступным для него языком. Ребенок имеет право на честную информацию о происходящем в мире, а мы, взрослые, должны позаботиться об их безопасности и психологическом равновесии. Когда будете разговаривать с ребенком, следите за его реакцией, будьте чувствительны к его беспокойству. Если не можете ответить на какой-то вопрос, не придумывайте ответ, а просто найдите его вместе. К примеру, на сайте Всемирной организации здравоохранения. Заодно объясните, что доверять можно не всем источникам информации и что лучше пользоваться достоверными.

3. Научите защищать себя и близких

- В идеале - показывать это на личном примере. Один из лучших способов защитить детей от коронавируса - поощрять частое мытье рук и соблюдение дистанции. Делать это лучше вместе и ни в коем случае не запугивая. К примеру, мыть руки в танце, на личном примере показать, что правильно чихать в платок и локоть, без трагедии в голосе объяснять, что сейчас лучше не подходить слишком близко к людям, и обязательно рассказать, что и вы, и ваша бабушка, о которой ребенок беспокоится, делает все, чтобы не пострадать от коронавируса.

4. Подбадривайте ребенка

- Когда в интернете видим много тревожных кадров, даже у взрослых появляется ощущение, что беда нас окружает. Дети же не всегда могут разграничить изображения на экране и личную реальность. Они на полном серьезе могут начать думать, что им грозит очень серьезная опасность. Задача взрослых на этом этапе - помочь ребенку справиться со стрессом. Расскажите ребенку, что у большинства людей коронавирус проявляется в легкой форме, и что многие взрослые прилагают все усилия, чтобы обеспечить безопасность вашей семьи.

Давайте ребенку возможность играть и отдыхать. На перегружайте занятиями, если вдруг наладили домашнее обучение. Насколько это возможно, постарайтесь следовать привычному расписанию и распорядку ребенка, особенно перед сном. Либо же помогите создать новый распорядок. К примеру, у нас с детьми в качестве релакса перед сном теперь вечерняя прогулка на улицу. В нашей местности вечером почти нет людей. Выходим. Дети понимают, что дома они не взаперти. Даже когда на улице почти безлюдно, стараемся надевать маски. Маска для нас - это символ личной ответственности и социальной вежливости. А у детей они еще и с классными детскими рисунками. Носят их с удовольствием.

5. Ищите помощников

- Детям важно знать, что люди помогают друг другу. Расскажите им истории о медиках, которые сутками напролет лечат людей; о белорусах, которые старательно помогают медикам; об ученых, которые сейчас трудятся над созданием лекарства от коронавируса.

6. Продемонстрируйте ребенку свою заботу

- Когда ваш разговор подойдет к концу, обратите внимание на язык тела ребенка, его тон голоса, дыхание. Не оставляйте ребенка в тревожном состоянии, - рекомендует психолог. - Обнимите, напомните, что вы всегда позаботитесь о нем и выслушаете, если ему будет нужна помощь и поддержка.

7. Позаботьтесь о себе

- Запомните, лучше позаботиться о своем ребенке вы сможете, только если умеете заботиться о себе. Поверьте, дети прекрасно считывают тревожность родителей. И чтобы они были спокойны, в первую очередь спокойными должны быть родители. Если вы беспокойны или расстроены, найдите возможность уделить себе время, чтобы расслабиться и восстановиться.