Подготовила Машьянова Т.Т., учитель-дефектолог МБУ «ЦППМСП» г. Перми
Разнообразить занятия математикой с дошкольником вам помогут различные игровые упражнения и задания в тетрадках, различных книгах и настольных играх.
Важно помнить, что для детей дошкольного возраста куда важнее игровые задания, подвижные математические игры, работа с самым разнообразным счетным материалом, а не только задания на листочках.
Детям этого возраста можно и нужно много считать, используя свои пальцы, складывать по образцу и по схеме разные картинки из кубиков, мозаики и счетных палочек, считать свои шаги и прыжки, играть с мячом, перекидывать мешочки, наполненные крупой, прыгать на скакалке, перепрыгивать через веревку, проползать змейкой. И это куда важнее любых занятий по самым интересным тетрадкам. Говорят, что математику нужно щупать. Верно, сказано!
Вам в помощь еще комплекс самых разнообразных двигательных упражнений. Всем известно, что с математикой ребенок будет сталкиваться на каждом шагу! И мы не будем привязывать занятия математикой к сидению на стульчиках. А будем больше двигаться, точно попадать в цель, учиться ритму через отстукивание, дирижирование. Обозначать его в виде цифровой записи, где цифра отражает число хлопков или ударов. А если ребенку некоторые задания на карточках покажутся слишком сложными, тогда можно попробовать поиграть в аналогичную игру со счетными палочками или деталями от конструктора. Например, задачка на внимательность с перекладыванием. Если не удалось это задание в тетрадке с нарисованными палочками, то, скорее всего, с настоящими палочками все получится. Попросите ребенка выложить по образцу картинку из пяти счетных палочек, потом переложите одну из палочек и спросите, какую вы переложили. А также давайте ребенку проявлять самостоятельность, поменяйтесь ролями. Пусть ваш ребенок придумает задание для вас. Это тоже очень важно!
Играя с вами, ребенок легко и с радостью справится с любым заданием, преодолеет все препятствия!
Карточка 1. «Соедини».
Прежде чем приступить к выполнению основного задания по карточке №1 «Соедини», предлагаем ребенку:
- назови по порядку цифры от 1 до 5 (см в центр карточки, где расположены цифры);
- хлопни в ладоши 1 раз, 2 раза и т.д. -выложи такое же количество палочек, сколько их в круге. А с правой стороны карточки выкладываем такое же количество палочек, сколько обозначено в круге. Слева на карточке - счетные операции подкрепляем игрой в мяч: перекидывание, подбрасывание, сжимание, отбивание. Одномоментно развиваем у ребенка мелкие движения кистей пальцев рук, развиваем ловкость точных и согласованных движений, учимся ориентироваться в пространстве. П
одготовили ребенка, а теперь
- выполняй основное задание на карточке.
Карточка 2. «Обведи картинки из 5 палочек».
Чтобы выполнить основное задание по карточке, можно сначала поиграть с ребенком. Это могут быть беговые, прыжковые упражнения. - отработать круговые движения с мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади в правую руку). Затем сменить направление (по 5 раз). То же – во фронтальной плоскости (руки вверх – переложить мяч в левую руку; руки вниз и назад переложить мяч в правую руку). И так выполнить по 5 раз, меняя направление.
Всем общеизвестная игра «Я знаю 5 названий ( наименований) фруктов, овощей, посуды и т д приносит дошкольнику массу положительных эмоций. Играем с мячом или берем в руки скакалку.
Выполняя это упражнение, у ребенка развивается память, он учится обобщать предметы, становится координированным, последовательным и более уверенным в своих действиях и высказываниях.
Заранее можно вырезать вместе с ребенком из цветной бумаги круги.
- закрой цветным кружочком все фигуры, где нарисовано 5 палочек;
- выложи из палочек такую же фигуру;
- перейти к выполнению основного задания на карточке.
Карточка 3. «Сколько зайцев за забором»?
- повтори за мной: ребенок воспроизводит ряд ручных поз. В процесс выполнения этого задания включаются указательный и средний пальцы руки. Это упражнение «Зайчик».
-выполни сначала на правой, левой руке, поочередно и обеими руками;
-посмотри на картинку и выполни такую же фигуру сначала правой рукой, потом левой, затем попробуй выполнить двумя руками.
Повышается активность, проявляется целеустремленность, исчезают трудности ориентировки в схеме собственного тела.
Прыжки на месте на двух ногах.
-прыгай столько раз, сколько указано на картинке;
Лежа на спине. Упражнение «Ножницы».Или модифицированный вариант «велосипеда», можно выполнить свободно, с усилием, с сопротивлением. Количество выполнения соответствует количеству рисунков на карточке.
- работай с основным заданием по карточке.
Карточка 4. «Собери бусы для мышки».
-выложи в ряд цветные карандаши, обращая внимание на расположение геометрических фигур;
-даем ориентир в виде цифровой записи: отстучи заданный ритм 3-2-1 (отхлопай, попрыгай, поиграй в «ладушки»), соблюдай паузы;
- «Игра в рифму». Вместе с ребенком придумываем рифму к различным словам. Например, на карточке: круг-круг-круг, мы: друг-друг-друг, стук-стук-стук, бук-бук-бук и т. д.
- выполни основное задание.
Уважаемые родители, не сомневайтесь в целесообразности и эффективности дополнительных игровых заданий. Мы поможем нашим деткам легко справляться с любой математической задачкой, т. к. мы сталкиваемся с ними на каждом шагу. Когда считаем этажи в доме, ищем нужный вагон в поезде, пытаемся разделить шоколадку поровну и считаем деньги, хватит ли нам на мороженое.
Когда есть игры и предметы, которые существуют для ребенка не только на занятии – те же кубики, машинки, поезда, бусы, половинки яблок и т. п., тогда у ребенка возникнут ассоциации с его личным жизненным опытом. Важно показать, что математика не оторвана от жизни, а является частью ее. Включаясь в совместный процесс с комплексом двигательных, моторных, познавательных игровых и увлекательных упражнений, вы тем самым обогащаете своего ребенка, наделяете его лучшими качествами для благополучного формирования и развития математических способностей.
Литература: Кац Е.М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет.Издательство МЦНМО, 2019г.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва. ACADEMA. 2002г.